Горячая линия для читателей
Издатель:

Общество с ограниченной ответственностью «Местные новости» (117246, Москва, проезд Научный, дом 19, эт. 2, ком. 6Д, оф. 76)


Телефон редакции: +7 (495) 681-00-86
Электронная почта:
cerbor@yandex.ru
Главный редактор:

Боровинских Сергей Сергеевич


06 Май 2020 в 10:11
Сокол

В Москве на дежурство заступил отряд спасателей-мотоциклистов

Сезон начался 1 мая

1 мая около 160 столичных пожарных пересели на мотоциклы. Они патрулируют город, ездят на вызовы и первыми прибывают на место происшествия. Мотоспасатели оказывают первую помощь до прибытия основных сил.

В Пожарно-спасательном центре Москвы есть уникальное подразделение — мотогруппа из расчетов быстрого реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах. Около 160 сотрудников патрулируют город со специальным инструментом, аптечками и огнетушителями. Мотоотряд заступил на дежурство 1 мая, со стартом мотосезона, и завершит свою работу 1 октября. Зимой же спасатели-мотоциклисты становятся обычными пожарными и спасателями в своих подразделениях.

Первые четыре моторасчета появились в столице в 2011 году, тогда в патрули выходило всего восемь мотоциклов. Сейчас в пяти пожарно-спасательных отрядах базируется 11 мотоциклетных расчетов. Один расчет — это два мотоцикла и трое пожарных. Работа проходит посменно, всего смен пять. Итого получается 22 мотоцикла и 165 мотоциклистов.

Основная задача мотоспасателей — патрулирование и профилактика. Предварительно разработано 11 маршрутов, каждый из которых закреплен за определенным расчетом, это их зона ответственности.

«Маршруты составлены с учетом дорожной обстановки и нашего многолетнего опыта работы на происшествиях, — говорит Александр Дергачев, начальник службы применения пожарно-спасательных сил Департамента ГОЧСиПБ. — Мы ведем статистику и понимаем, где больше ДТП. Маршруты составляются и с учетом зон отдыха, потому что в задачи мотоциклистов входит в том числе мобильное оповещение. Допустим, если очень сильный ветер и нам нужно оповестить людей в парках, мы можем использовать мотоциклистов».

Александр Дергачев добавляет, что в особо жаркие и пожароопасные периоды маршрутов может быть больше, поскольку возникают дополнительные вызовы — пал травы, купание в неположенных местах и так далее.

В основном маршруты патрулей проходят по магистралям и местам с высокой вероятностью ДТП и последующим образованием заторов.

Не только патрулирование: задачи мотоспасателей

Рабочий день пожарных и спасателей начинается с построения. Боец пожарно-спасательного отряда № 207 Дмитрий Неучев рассказывает, как проходит обычная смена мотоспасателя: «Мы по очереди выезжаем по определенным маршрутам на патрулирование. Сначала выезжает два расчета, один остается на связи. Потом один расчет возвращается, и на патрулирование выезжает следующий. То есть в отряде постоянно остается один расчет. Если поступает какой-то вызов, мы реагируем», — говорит Дмитрий.

Его коллега Юрий Иванов добавляет, что бойцы постоянно учатся. Непрерывное обучение и совершенствование — часть работы пожарных и спасателей.

«У нас есть, скажем так, учебный год. Помимо общих тренировок у нас есть свои мотоциклетные тренировки. Бывает, в рабочее время (и в нерабочее тоже) собираемся. Потому что здесь работают фанаты своего дела, которые давно ездят на мотоциклах», — рассказывает сотрудник пожарно-спасательного отряда № 207 Юрий Иванов.

По словам Александра Дергачева, расчеты быстрого реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах выполняют три вида задач — патрулирование, реагирование на вызовы, которые поступают в пожарно-спасательный отряд, и реагирование на вызовы, которые поступают в патруле.

Когда вызов поступает в отряд, на место высылают основные силы и моторасчет. Мотоциклисты прибывают раньше, оценивают ситуацию и докладывают, какое количество основных сил нужно выслать. Мотоспасатели выполняют первоочередные действия до прибытия главного экипажа.

Вызов может поступить, когда мотоциклисты находятся в патруле. Диспетчер видит на специальной карте, где они находятся, и, если рядом случилось какое-то происшествие, направляет туда моторасчет. Особенно эффективна такая практика в ТиНАО, где пожарно-спасательные части находятся на значительном расстоянии друг от друга.

Предотвратить легче, чем потушить

Александр Дергачев подчеркивает, что профилактика — одна из важных частей работы спасателей и пожарных: «Мы всегда надеемся, что можем предотвратить опасную ситуацию. Профилактика — одно из самых важных направлений нашей деятельности. Потому что беды лучше не допускать», — отмечает он.

Но если беда все-таки случилась, мотоспасатели смогут помочь. Их мотоциклы оснащены аварийно-спасательным инструментом, аптечкой и противопожарным комплектом. На костюме пожарного на мотоцикле (шлем мотоциклиста, моточерепаха, наколенники, мотоботы, мотоперчатки, мотоодежда и блютус-гарнитура) предусмотрены защитные вставки на локтях куртки и коленях брюк. Костюм защищает от ветра, влаги и механических повреждений, позволяет выполнять работу с инструментами и первичными средствами пожаротушения.

Моторасчет может потушить небольшой пожар. Для этого на каждом мотоцикле есть по два огнетушителя и ранцевая установка пожаротушения (РУПТ), которая выстреливает мощной струей под давлением. Кроме того, в РУПТ есть маска и баллон для дыхания, их можно использовать в сильно задымленных местах.

Особенно часто мотоспасатели работают при ДТП. Чтобы разблокировать покореженный автомобиль и спасти пострадавших, бойцы используют электрогидравлический инструмент — резак-разжим и разжим-кусачки. Кроме того, используется специальное устройство, чтобы безопасно разбить стекло, резак по стеклу, насадки на острые кромки и накладка на подушку безопасности.

«Насадки на острые кромки используют при разборке и разрезке автомобиля, чтобы не нанести вред пострадавшему, когда его вытаскивают из салона. Насадки не дают пораниться ни пострадавшему, ни спасателю. Еще есть накладка на руль. Есть большая вероятность, что подушки безопасности сработают после ДТП, в момент спасательной операции», — рассказывает пожарный Юрий Иванов об особенностях своей работы.

Мотоспасатели обучены оказывать первую помощь, с собой у них есть аптечка. Она небольшая, но ее содержимое позволяет начать при необходимости сердечно-легочную реанимацию.

Александр Дергачев рассказывает, что в прошлом году спасатели часто приходили на помощь именно во время патрулирования, так как первыми оказывались на месте ДТП еще до прибытия «скорой»: «Если бы наши ребята не прибыли на место происшествия и не оказали первую помощь, ситуации могли быть более критичными».

Универсальные бойцы: чему учат мотоспасателей

Спасатели и пожарные проходят специальное обучение. Юрий Иванов подмечает, что помимо основных профессий они осваивают и дополнительные, например судовождение и промышленный альпинизм.

«Мотоциклисты еще умеют сажать вертолеты. Допустим, если скорая не может подъехать, то высылают вертолет. Но кто-то с земли должен его навести и помочь пилоту посадить. Несомненно, пилоты очень высокого класса, но гораздо проще и быстрее, когда на земле кто-то помогает», — добавляет Александр Дергачев.

Чтобы стать пожарным или спасателем, нужно пройти специальное собеседование. Претенденты проходят тщательный отбор по нескольким параметрам, таким как способность действовать в нештатных ситуациях, психологическая устойчивость, готовность общаться с людьми, которые находятся в стрессовых ситуациях. Для мотоспасателей важен опыт вождения, аварийно-спасательный мотоцикл очень массивный, на нем тяжелое оборудование и управлять им непросто.

Спасатели-мотоциклисты постоянно практикуются в вождении. Есть специальный полигон, особенно много занятий там проводится зимой. Бойцов также учат работать с аварийно-спасательным инструментом и тушить пожары при помощи огнетушителя.

«Обычный пожарный нечасто работает с огнетушителем, потому что чаще всего прибывает уже на развившийся пожар и работает со стволом. А у мотоциклиста есть только огнетушители, и уверенная работа с ним — это, поверьте, непростая задача. И этот навык мы тренируем на полигоне, поджигаем специальные смеси и тушим их», — рассказывает Александр Дергачев.

Кроме того, мотоспасатели тренируются оказывать первую помощь и изучают психологию. Им часто приходится общаться с людьми, которые находятся в остром стрессовом состоянии.

«Наша работа связана с людьми, причем чаще всего с людьми, которые находятся в острых стрессовых реакциях. Общаться с ними сложнее. Существует много подгрупп острых стрессовых состояний, и если неправильно работать с этим состоянием, то можно его усугубить», — подчеркивает Юрий Иванов.

Говоря о личных качествах, которыми должен обладать спасатель-мотоциклист, Юрий Иванов отмечает стрессоустойчивость, высокий уровень внимания и отзывчивость. Также нужны выносливость и физическая сила, ведь спасателям подолгу приходится работать с тяжелыми инструментами. Его коллега Дмитрий Неучев считает, что для мотоспасателя важны дисциплинированность, холодный ум и большой опыт работы.

«Когда приезжает пожарная машина, там людей много, и кто-то может быть опытным, а кто-то нет. Кому-то можно давать советы, наставления. А тут вы только втроем и должны быть хорошо подготовлены», — отмечает он.

Работа у мотоциклистов-спасателей непростая, но бывают в их буднях и веселые моменты, воспоминания о которых вызывают улыбку. Дмитрий Неучев рассказывает, что бывают случаи, когда какое-нибудь животное застревает в фонтане и его просят оттуда достать. Или, к примеру, был вызов, когда в квартире завелась змея.

Юрий Иванов вспоминает свою историю: «Меня вызывали на один случай -утки застряли на чердаке. Я приехал и сказал людям, что утки сами туда залетают и вылетают — это нормально. Но мне ответили, что их обязательно нужно достать, они там явно мучаются. Пришлось освобождать уток», — делится спасатель.


Стоит ли ограничить время работы спортивных площадок во дворах?